V-образная формация стаи птиц способствует сохранению энергии
927 4 2Согласно полученным данным, такая формация в форме клина, образуемая мигрирующими птицами, способствует не только образованию единой структуры, но и помогает пернатым сохранять большое количество энергии, необходимой в длительном путешествии.
Клинообразная формация мигрирующих перелетных птиц привлекла к себе внимание еще в период освоения пятого океана. В конце 30-х годов одним из популярных построений больших групп самолетов являлся клин, обусловленный удобством взаимодействия пилотов. Однако впоследствии многие летчики утверждали, что при полете в таком образовании летящие позади ведущего самолеты значительно экономили расход горючего. В течение многих лет такие утверждения считались типичными «самолетными байками», но дальнейшие исследования показали, что такое построение действительно сокращает расход горючего, причем величина экономии может достигать 18%.
Но одно дело стальные машины, приводимые в движение мощными двигателями посредством формируемых лопастями пропеллеров воздушными потоками, а совсем другое птицы, для которых польза от V-образного построения стаи неочевидна. Разница заключается в том, что пернатые машут крыльями , в отличие от самолетов, поэтому нахождение в жестком строе требует недюжинной согласованности и четкой синхронизации всех движений.
Целью проверить причины подобного построения пернатых задались ученые из лондонского университета, возглавляемые Стивеном Португалем. Для этих целей они отловили несколько лесных ибисов, закрепив на их крыльях специальные датчики, призванные записывать информацию о местоположении птиц в течение всего полета относительно друг друга. После сбора необходимого количества данных ученые принялись за построение аэродинамической модели. Цель была описать процедуру полета ибисов в клинообразной формации.
Результатом проведенного исследования стало доказательство того, что пернатые, точно также как и самолеты, при V-образной формации способны экономить энергию. Происходит это благодаря законам аэродинамики и ювелирно точным движениям крыльев.
Это объясняется тем, что в полете за телом ибиса образуются две воздушные зоны, наиболее крупная из которых формируется под тушкой пернатого, и летящих позади птиц она тянет к земле. Другая же, значительно меньшая по размеру, формируется у кончиков крыльев и оказывает на летящих позади сородичей противоположный эффект, создавая подъемную силу. Но происходит это не постоянно, а в определенные моменты, которые ибисы научились улавливать. Они синхронизируют движения собственных крыльев так, что на летящих позади в клинообразной формации птиц, оказывается, именно положительное, подъемное воздействие воздушного потока. При этом они удивительным образом способны удерживаться в нужном потоке от впереди летящего сородича, не попадая в тянущие вниз завихрения.
Все это приводит к значительной экономии достаточного количества энергии, столь необходимого во время продолжительных перелетов. Эту способность птиц улавливать невидимые импульсы от впереди летящего сородича, а также умение точно синхронизировать движения своих крыльев с летящими в группе иначе как удивительным и не назовешь.
Тяжко им летать так каждый год.
Так эта информация уже давно известна. В начальной школе рассказывают=)