Древний город Эфес
10 496 0 0После того как был распят Иисус, Мария вместе с апостолом Иоанном, которому Спаситель поручил заботиться о матери, покинула Иудею. Оставаться было опасно: на последователей Христа начались гонения. Поселилась она на территории современной Турции, недалеко от одного из самых развитых городов того времени, Эфеса.
О её местонахождении, кроме Иоанна, не знал никто, даже местные жители, которые часто приходили в храм Артемиды в Эфесе, расположенный недалеко от места её жительства, о присутствии Богородицы проведать не смогли. Существует гипотеза, что именно здесь она умерла и была похоронена.
Древний город Малой Азии
Город Эфес находится в Турции, в шести километрах от Эгейского моря, в трёх километрах от Сельчука. На географической карте этот античный город можно отыскать по следующим координатам: 37° 56′ 23″ с. ш., 27° 20′ 27″ в. д.
Несколько тысячелетий назад Эфес считался одним из наиболее известных и богатых городов древнего мира.
Чрезвычайно удачно выбранное месторасположение на побережье Эгейского моря не могло не способствовать развитию торговли, науки, литературы, искусства. Город был до того успешен, что имел право чеканить собственные монеты (на многих из них были изображены как предметы, так представители животного мира, связанные с Артемидой – факел, пчёлы и олень).
Люди здесь обосновались задолго до основания Эфеса. Основанный здесь город назывался Апаша (Апаса), и он был столицей царства Арцава.
В X ст. до н.э. здесь появились греки-ионийцы под предводительством Андрокла, сына одного из афинских правителей, которому Дельфийский оракул приказал отправиться в путь и основать город в месте, на которое ему укажет огонь, рыба и кабан. О том, что поиски завершены, он понял, когда в одной из бухт Эгейского моря увидел рыбаков, жаривших на костре рыбу. После того как одна из искр попала на куст, тот загорелся, из зарослей выскочил кабан.
Этот город в Турции был расположен на чрезвычайно удачном для торговли месте, а потому продолжал процветать, даже несмотря на то, что постоянно переходил под разные правления:
- в VI в. до н. э им правил чрезвычайно богатый лидийский правитель Крез, на деньги которого был возведён храм Артемиды в Эфесе;
- после его смерти город на целое столетие оказался под властью Персидского Царства;
- в 334 г. до н. э. Эфес завоевал Александр Македонский;
- в 190 г. до н. э. оказался под властью Римской империи – этот период характеризуется огромным количеством восстаний, поскольку огромные налоги и недовольство правлением не могли не возмущать свободолюбивых жителей города;
- в 226 году поселение захватили готы и город пришёл в упадок;
- возродился Эфес лишь через два века, когда стал одним из важнейших городов Византии;
- в VII в. сильнейшее землетрясение разрушило город, похоронив под собой немало строений. К этому времени море начало постепенно отступать от города, выход к водам был утерян, торговля пришла в упадок, и население начало покидать город;
- к XV ст. Эфес опустел.
Улицы Эфеса
О богатстве Эфеса можно судить даже по остаткам мощёной дороги: практически все улицы этого древнего города Турции были вымощены мрамором или природным камнем. По краям обычно располагались торговые лавки, улицы украшали скульптуры, колонны, покрытые тонкой мозаикой, а под землёй была проложена канализация.
Также вдоль дороги были расположены покрытые решётками ямы, в которых сидели осуждённые за убийство или изнасилование – сюда, выражая им своё осуждение, имел право плюнуть каждый, кто проходил мимо. Центральными улицами города считались Мраморная и Куретов, а с моря в центр можно было попасть по Портовой дороге.
Портовая улица
Вдоль Портовой улицы, длина которой составляла 530 м, а ширина – одиннадцать, были установлены колонны. Минуя портовые бани, храм Девы Марии (именно здесь предположительно жила когда-то Богородица) и театральный гимназиум, улица упиралась в Большой театр, который основали греки в III ст. до н.э. Вмещал он около 25 тыс. зрителей и являлся самым большим театром в регионе (высота его составляла 18 м и насчитывал он 66 рядов). В этом сооружении проводили не только театральные представления, но и выступали политики, философы, проводили религиозные церемонии.
Если от театра повернуть налево, то через некоторое время путник оказывался на краю города, где был расположен стадион, существовавший ещё с античных времён. Греки его использовали для спортивных соревнований, римляне – проводили гладиаторские бои, а в период гонения на христиан натравливали на последователей Иисуса львов.
Когда христианство стало здесь основной религией, стадион был разрушен, а вместо него в память о погибших христианах возвели Ворота Преследований.
Интересно, что возле бывшего стадиона находится церковь апостола Иоанна, единственного ученика Иисуса, умерший собственной смертью. Базилику возвели над его предполагаемой могилой (правда, когда её вскрыли, тела там не оказалось) – и сейчас в этот город Турции со всех сторон земли стекаются паломники: поклониться Богородице и уважить Иоанна.
Здания Мраморной Улицы
От Большого театра направо вела Мраморная дорога, длина которой составляла 400 м. В конце была расположена библиотека, которую строили на протяжении двадцати лет (с 114 по 135 гг.) для Тиберия Юлия Цельса (умер он, не дождавшись окончания строительных работ и был похоронен в этом же здании: в подвале сооружения была обнаружена его усыпальница).
Библиотека Цельса примечательна тем, что являлась третьей по величине после Александрийской и Бергамской, в ней хранилось более 12 тыс. рукописей. Само здание имело два яруса и был предусмотрен лекционный зал. Фасад библиотеки украшали статуи, которые символизировали знание и мудрость, а также коринфские колонны.
Центральные колонны были длиннее боковых, благодаря чему создавалось впечатление, что здание значительно выше, чем это было на самом деле. Кроме того, археологов заинтересовал подземный ход, который соединял библиотеку с публичным домом, что находился через дорогу.
Именно на Мраморной улице была обнаружена одна из самых первых реклам, которая указывала на близость публичного дома – след ступни, где была изображена женская голова. Судя по всему, в этом заведении очень тщательно следили за соблюдением правил гигиены: посетитель только тогда допускался в здание, если его руки и ноги были чисты, если нет, клиенту выдавалось все, что было необходимо для наведения чистоты. На первом этаже здания был расположен большой зал и бассейн, на втором – несколько небольших комнат.
Улица Куретов
В начале улицы Куретов, что примыкала к Мраморной улице, было расположено здание, в котором размещались бани и общественные туалеты. Раздевалка, комната для отдыха, парная и бассейн были обустроены на первом этаже, на втором находились массажные и косметические кабинеты.
Также на этой улице в «Домах на склоне холма» жили очень богатые и именитые люди. Эти сооружения были возведены так, что каждый дом являлся террасой для следующей постройки. Через дорогу от этих домов находился храм императора Адриана, перед входом которого древние мастера установили скульптуры императоров.
В конце улицы Куретов, почти на краю города, находился Малый театр (Одеон), рассчитанный на полторы тысячи мест. Здесь заседал местный совет и давали театральные представления. Рядом находился Муниципальный дворец, в главном зале которого горел Вечный огонь, что символизировал сердце города, а в самом здании проводили как официальные приёмы, так и религиозные церемонии. Через дорогу была расположена государственная агора, куда приезжали купцы со всей империи, торговали рабами и проводили различные праздничные мероприятия.
Храм Артемиды
Самым значительным сооружением, благодаря которому этот город в Турции известен даже сейчас, являлся храм Артемиды в Эфесе, возведённый на некотором отдалении от поселения в заболоченной местности (это было сделано для того, чтобы частые землетрясения не разрушили святыню).
Поскольку здание предназначалось для чрезвычайно почитаемой здесь богини в Эфесе Артемиды, основным строительным материалом являлся мрамор. Возвели его в первой половине VI в. до н. э. за деньги лидийского правителя Креза, при этом храм получился настолько красив и величественен, что его сразу вызнали одним из чудес древнего мира.
Храм Артемиды в Эфесе строился дважды – через два столетия после того, как строительство было завершено, его сжёг Герострат, возжелавший, чтобы его имя навсегда вошло в историю. Деньги на реконструкцию святилища Артемиды в Эфесе выделил Александр Македонский, за что благодарные эфесцы выставили в храме его портрет, заказанный у самого именитого художника того времени.
Новый храм богини Артемиды в Эфесе простоял до IV ст. н. э. и был разрушен после того, как здесь официально было принято христианство и язычество запретили: мрамор разобрали для сооружения других построек, нарушив целостность конструкции – и святыню Артемиды в Эфесе постепенно засосало болото.