История развития статуй древнего Египта

Когда именно была возведена самая древняя статуя мира – скульптура Сфинкса, учёные до сих пор не определили: некоторые считают, что это грандиозное сооружение увидел мир ещё в тридцатом веке до нашей эры. Но большинство исследователей всё же более осторожны в своих предположениях и утверждают, что Сфинксу не более пятнадцати тысяч лет.

Это значит, что уже на момент создания самого грандиозного памятника человечества (высота Сфинкса превышала двадцать метров, а длина – более семидесяти) на территории Египта уже было хорошо развито искусство, в частности, скульптура. Получается, что статуя Сфинкса в действительности намного старше египетской культуры, которая появилась в IV тысячелетии до нашей эры.
Статуи древнего египта
Эту версию большинство исследователей подвергают сомнению и пока сходятся на том, что лицом Сфинкса является лицо фараона Хеврена, который жил около 2575 – 2465 гг. до н. э. – а значит, свидетельствует о том, что это грандиозное сооружение из монолитной известковой скалы высекли всё же египтяне. И охраняет он пирамиды фараонов в Гизе.

Скульптуры древнего Египта

Практически все исследователи сходятся на том, что заупокойный культ жителей древнего Египта сыграл немаловажную роль в развитии скульптуры – хотя бы потому, что они были убеждены: человеческая душа вполне могла возвратиться на землю к своему телу, мумии (именно с этой целью создавались огромные гробницы, сооружения, в которых должны были находиться усопшие тела фараонов и вельмож). Если мумии сохраниться не удавалось, она вполне могла вселиться в своё подобие – статую (именно поэтому древние египтяне называли скульптора «создающим жизнь»).

Жизнь эту они творили по раз и навсегда установленным канонам, от которых не отступали в течение нескольких тысячелетий (специально для этого были даже предусмотрены и разработаны специальные инструкции и руководства). Древние мастера использовали специальные шаблоны, трафареты и сетки с канонически установленными пропорциями и контурами людей и животных.
Статуи древнего египта
Работа скульптора состояла из нескольких этапов:

  1. Прежде чем начать работать над статуей, мастер выбирал подходящий камень, обычно – прямоугольной формы;
  2. После этого при помощи трафарета наносил на него нужный рисунок;
  3. Дальше методом высекания удалял лишний камень, после чего обрабатывал детали, шлифовал и полировал скульптуру.

Характеристика египетских скульптур

В основном древнеегипетские статуи изображали правителей, вельмож. Также популярна была фигура работающего писца (его обычно изображали со свитком папируса на коленях). Скульптуры богов и правителей обычно выставляли на всеобщее обозрение на открытых пространствах.

Особой популярностью пользовалась статуя сфинкса – несмотря на то, что сооружения таких размеров, как в Гизе, больше нигде и никогда не делали, существовало немало его уменьшенных дубликатов. Аллеи с его копиями и другими мистическими зверями можно было увидеть практически во всех храмах древнего Египта.

Учитывая, что фараона египтяне считали воплощением бога на земле, величие и несокрушимость своих правителей скульпторы подчёркивали специальными приёмами – расположениями фигур и сцен, их размерами, позами и жестами (позы, предназначенные передать какой-либо момент или настроение – не допускались).
Статуи древнего египта
Богов древние египтяне изображали только по строго определённым правилам (например, Гора имел голову сокола, тогда как бог мертвых, Анубис – шакала). Позы человеческих статуй (как сидящие, так и стоящие) были довольно однообразны и одинаковы. Для всех сидящих фигур была характерна поза сидящего на престоле фараона Хафра. Фигура величава и статична, правитель без каких-либо эмоций смотрит на мир и любому, кто видит его, очевидно, что ничто не в состоянии поколебать его власть, а характер фараона властный и непреклонный.

Если скульптура, изображающая мужчину, стоит, его левая нога всегда делает шаг вперёд, руки или опущены вниз, или же он опирается на держащий в руках посох. Через некоторое время для мужчин добавили ещё одну позу – «писца», человека в позе лотоса.

Вначале так изображали только сыновей фараонов. Женщина стоит прямо, ноги сомкнуты, правая рука опущена, левая – на талии. Шеи, что интересно, у неё нет, голова попросту соединена с плечами. Также мастера практически никогда не высверливали промежутки между её руками, телом и ногами – они их обычно обозначали чёрным или белым цветом.

Тела статуй мастера обычно делали мощными и хорошо развитыми, придавая скульптуре торжественность и величие. Что касается лиц, то портретные черты здесь, конечно, присутствуют. В работе над статуей скульпторы второстепенные детали отбрасывали, а лицам придавали бесстрастное выражение.


Раскраска древнеегипетских статуй также особым разнообразием не отличалась:

  • мужские фигуры были окрашены в красно-коричневый цвет,
  • женские – в жёлтый,
  • волосы – в чёрный;
  • одежда – в белый;

К глазам скульптур египтяне имели особое отношение – они верили, что умершие через них вполне могут наблюдать за земной жизнью. Поэтому в глаза статуй мастера обычно вставляли драгоценные, полудрагоценные камни или другие материалы. Этот приём позволял им добиться большей выразительности и даже немного оживить их.

Египетские статуи (имеются ввиду не фундаментальные сооружения, а более мелкие изделия) не были рассчитаны на то, чтобы их рассматривали со всех сторон – они были полностью фронтальные, многие из них как будто прислоняются спиной к каменному блоку, что служит для них фоном.

Египетские скульптуры характеризует полная симметрия – правая и левая половина тела абсолютно идентичны. Практически во всех статуях древнего Египта чувствуется геометричность – это объясняется, скорее всего, тем, что изготовляли их из камня прямоугольной формы.

Эволюция египетских скульптур

Поскольку творчество не может не реагировать на изменения, которые происходят в жизни общества, египетское искусство на месте не стояло и со временем несколько видоизменилось – и стало предназначаться не только для похоронных обрядов, но и для других сооружений – храмов, дворцов и т.д.

Если вначале они изображали только богов (изготовленная из драгоценных металлов крупная статуя того или иного божества была расположена в посвящённом ему храме, в алтарной части), сфинксов, правителей и вельмож, то впоследствии стали изображать и простых египтян. Такие фигурки в основном были деревянными.

До наших дней дошло немало изготовленных из дерева и алебастра небольших статуэток – причём среди них были фигурки животных, сфинксов, рабов, и даже имущества (многие из них впоследствии сопровождали умерших в потусторонний мир).
Статуи древнего египта

Статуи Раннего Царства (IV тысячелетие до н.э.)

Скульптура в этот период развивалась в основном в трёх самых крупных городах Египта – Она, Киптоса и Абидоса: именно здесь находились храмы с установленными в них статуями богов, сфинксов, мистических животных, которым поклонялись египтяне. Большинство скульптур были связаны с ритуалом обновления физической мощи правителя («хеб-сед») – это прежде всего или выбитые в стене или представленные в круглой скульптуре фигуры сидящих или идущих фараонов.

Ярким примером этого типа статуй является скульптура сидящего на пьедестале фараона Хасехема, одетого в ритуальную одежду. Уже здесь можно увидеть основные черты древнеегипетской культуры – правильные пропорции, в которой преобладают прямые линии и монументальность формы. Несмотря на то что его лицу присущи индивидуальные черты лица, они чрезмерно идеализированы, а глаза имеют традиционное для всех скульптур той эпохи выпуклое глазное яблоко.

В это время устанавливается каноничность и лаконичность в форме выражения – отбрасываются второстепенные признаки и акцентируется внимание на величественности в образе.
Статуи древнего египта

Статуи Древнего Царства (XXX – XXIII вв. до н.э.)

Все статуи этого периода и дальше изготавливают согласно ранее установленным канонам. Нельзя сказать, что предпочтение отдаётся какой-то определённой позе (особенно это касается мужских фигур) – популярны как статуи в полный рост с выдвинутой вперёд левой ногой, так и восседающие на престоле, сидящие со скрещёнными в форме лотоса ногами или преклонившие колени.

В это же время в глаза начали вставлять драгоценные или полудрагоценные камни, делать рельефную подводку век. Мало того, статуи начали украшать драгоценностями, благодаря чему они начали приобретать индивидуальные черты (примерами таких работ могут послужить скульптурные портреты зодчего Рахотепа и его жены Нофрет).

В это время значительно усовершенствовалась деревянная скульптура (например, фигура, известная как «Сельский староста»), а в усыпальницах тех времён нередко можно увидеть статуэтки, которые изображают работающих людей.

Статуи Среднего Царства (XXI– XVII вв. до н.э.)

Во времена Среднего Царства в Египте насчитывается огромное количество разных школ – соответственно, развитие скульптуры претерпевает значительные изменения. Их начинают изготавливать не только для усыпальниц, но и для храмов. В это время появилась так называемая кубическая статуя, представляющая собой фигуру, заключённую в монолитный камень. По-прежнему популярны деревянные статуи, которые мастера после того, как вырезали из дерева, покрывали грунтом и расписывали.


Скульпторы всё больше обращают внимание на индивидуальные особенности человека – при помощи идеально проработанных элементов они в своих работах показывают характер человека, его возраст и даже настроение (например, при одном лишь взгляде на голову фараона Сенусерта III становится понятно, что когда-то это был волевой, властный, ироничный правитель).

Статуи Нового Царства (XVI– XIV вв. до н.э.)

В период Нового Царства особое развитие получает монументальная скульптура. Она не только всё чаще выходит за пределы погребального культа, но в ней также начинают проявляться индивидуальные черты, не свойственные не то что официальной, но даже светской скульптуре.

Да и светская скульптура, особенно когда речь идёт о женской фигуре, приобретает мягкость, пластичность, становиться более интимной. Если раньше женщины-фараоны согласно канонам нередко изображались в полном царственном облачении и даже с бородой, то теперь они избавляются от этих черт и становятся изящными, грациозными, изысканными.

Амарнский период (начало XIV вв. до н.э.)

В это время скульпторы начинают отказываться от сильно идеализированного, сакрального образа фараона. Например, на примере огромных статуй Аменхотепа IV, можно увидеть не только традиционные приёмы, но и попытку передать как можно точнее облик фараона (причём как лицо, так и фигуру).

Ещё одним новаторством стало изображение фигур в профиль (раньше канон этого не допускал). В этот период возникла также всемирно известная голова Нефертити в синей тиаре, созданная скульпторами мастерской Тутмеса.

Статуи Позднего Царства (XI – 332 г. до н.э.)

В это время мастера все меньше начинают придерживаться канонов, и они постепенно сходят на нет и становятся условно-идеализированными. Вместо этого Они начинают усовершенствовать своё техническое мастерство, особенно в декоративной части (например, одной из лучших скульптур того времени считается голова статуи Ментуемхета, изготовленная в реалистичном стиле).
Статуи древнего египта
Когда при власти был Саис, мастера опять возвратились к монументальности, статичности и каноническим позам, но трактуют это уже по-своему и их статуи становятся более стилизованные.

После того как в 332 г. до н.э. Александр Македонский завоевал Египет, независимость свою страна эта потеряла, а культурное наследие древнего Египта окончательно и бесповоротно слилось с античной культурой.

Рейтинг статьи:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Автор: Юлия Ткач


Комментарии пользователей: