О чем говорят наскальные рисунки?

Наскальная живопись – уникальные рисунки жителей эпохи палеолита, первое подтверждение первобытного искусства и эстетики наших предков, живших на нынешней территории Европы и Азии. Эту важнейшую веху в истории открыл археолог-любитель из Испании Марселино-Санс де Саутуола в 1879 году случайным образом. Во время прогулки со своей дочерью он наткнулся на пещеру Альтамира, исписанную наскальными изображениями. Это первый официальный факт обнаружения такого рода творчества, которое позднее с каждым годом изучалось и открывалось с новой стороны.

К 20 веку окончательно сформировалось объяснение причин появления наскальной живописи. Стало совершенно ясно, что рисунки имели несколько функций. Во-первых, историческую, присущую и современному творчеству: увековечить момент в истории. Например, поход на войну. Во-вторых, космогоническую: раскрыть видение мира в ту эпоху, его строение и представление богов, людей и духов. В-третьих, магическую. Люди верили, что изображение охоты обязательно принесет удачу в реальном походе на дикого зверя. Разумеется, важной была религиозная функция. Наскальный рисунок местного бога был прообразом современных икон. Ну и, наконец, эстетическая функция, позволяющая человеку выразить собственные эмоции.

Если одни ученые изучали причины появления наскальной живописи, других интересовал сам процесс ее реализации. Для художников это было важно прежде всего с исторической точки зрения. Для начала изображения классифицировали по цветам: монохромные, многоцветные и полихромные изображения. Затем пристально была изучена манера исполнения изображений. В качестве красок древние люди использовали глину, окись марганца и древесный уголь. Для создания вяжущей консистенции их смешивали со смолой и животным жиром, а вместо кистей чаще всего использовались пальцы, хотя иногда применялись и полые трубки, и тростинки.

Была отмечена кардинальная разница в подходе к рисункам. Огромное количество объектов нарисовано схематично на уровне современного детского творчества. Авторы как будто целенаправленно стремились изобразить лишь набросок, передавали символ рисунка, достаточный для узнавания. Другая часть изображений ничем не уступает по уровню исполнения творениям художников эпохи Возрождения. Эти рисунки содержат в себе многообразие цвета, мастерскую передачу экспрессии, движения.

О чем говорят наскальные рисунки?

Из вопроса техники исполнения вытекает вопрос смысла изображения. И здесь стоит отметить, что основными мотивами первобытного творчества были животные: олени, бизоны, лошади, кабаны, мамонты, медведи. Скорее всего, такой выбор был обусловлен религиозно-магической тематикой. Предположение о том, что наши предки верили в удачный исход охоты в случае изображения рисунка будущего трофея, пусть и схематического, было не раз подтверждено исторически. В этом смысле редкое изображение рыб тоже получает свое объяснение. Рыбы – не такие опасные существа, как дикие звери, для удачной рыбалки рисунки и магия не нужны, а необходимы лишь ловкость и умение.

Более тщательный подход к творчеству, а именно особая эстетика рисунков несет, по всей видимости, социальную роль. Скорее всего, первобытные художники стремились к красоте пытаясь проявить свои творческие способности. В таком роде чаще всего были выполнены рисунки на социальные темы: например, разведение очага или времяпровождение. Благодаря наскальной живописи для историков открылся огромный пласт информации, которая прежде была недоступна. Например, выяснилось, что азартные игры появились более 3500 лет назад, их происхождение относят к минойской цивилизации, и эти факты были подтверждены благодаря наскальному изображению карточного поединка. Очевидно, что правила той игры значительно отличались от современных правил, однако это подтверждает стремление людей развлекаться много тысяч лет назад.

О чем говорят наскальные рисунки?

Еще одно уникальное открытие было сделано благодаря все той же пещере Альтамир. Стало понятно, что на территории Испании обитали бизоны, которые были предками европейских зубров. А наскальные рисунки в Сибири помогли окончательно выяснить места обитания шерстистого носорога и его внешний вид. Без наскальной живописи воспроизвести, как в реальной жизни выглядело это животное, не представлялось возможным. Еще более шокирующее открытие было сделано в пещерах Сахары. Выяснилось, что самая великая пустыня мира когда-то была вполне процветающим местом, приютом для сотен животных.

Очевидно, что наскальная живопись служила для первобытных людей средством развлечения, религии и магии. К счастью, самой главной ее функцией оказалось знакомство человечества с первобытным искусством и открытие еще одного огромного культурного, исторического и космологического пласта цивилизации.

Рейтинг статьи:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Автор: Юлия Ткач


Комментарии пользователей: