Карлов Мост в Праге

Говорят, что при строительстве пражского моста Карл IV, чтобы улучшить качество скрепляющего раствора, приказал собрать со всех уголков Чехии яйца и добавить их в смесь. Крестьяне одного из сёл желание императора поняли по-своему, и чтобы угодить своему правителю, сварили их вкрутую и отправили в столицу в готовом виде.

Переправы старой Праги

Мало о каком мосте мира существует столько мифов, легенд и историй, как о Карловом мосте. Находится он в столице Чехии, Праге, и соединяет два района, разделённые рекой Влтавой – Пражский малый град (Малу Страну) и Старый Город.
Карлов мост
Построен он был в XIV в. по приказу императора Карла IV и должен был заменить своего разрушенного предшественника – Юдитин мост, который, хоть и каменный, просуществовал недолго, около двух веков. Разрушило его сильнейшее наводнение, когда захваченная водой древесина и глыбы льда не смогли пройти между опорами моста, застряли и заблокировали путь плывущим деревьям, балкам, обломкам забора и т.п. Те, в свою очередь, скопившись возле сооружения, благодаря сильнейшему напору воды, прорвали блокаду – и из 24 опор конструкции устояло лишь шесть.

Естественно, без моста, соединяющего собой две части одного города, Прага обойтись не могла. Прежде всего, это отображалось на финансовом благополучии столицы, поскольку отсутствие нормального сообщения негативно сказывалось на торговле. Город также с него имел неплохую прибыль, поскольку за переход платили практически все.

Строительство

Проект новой переправы был разработан довольно быстро, но построили ее не сразу. Для начала нужно было убрать весь мусор и обломки, которые скопились из-за разрушения Юдитиного моста. Поскольку конструкцию на прежнем месте построить было невозможно, было решено его возвести немного выше по реке. И вот тут строительным работам мешали многочисленные дома и мельницы, построенные вдоль побережья – этот вопрос также необходимо было решить. Кроме того, как раз в это время в Чехии хозяйствовала чума, унесшая немало жизней.
Карлов мост
Через пятнадцать лет после разрушения Юдитиного моста, в 1357 году, строительство новой переправы началось, а главным архитектором император назначил 23-летнего Петра Парлержа.

К выбору даты начала строительства император подошёл чрезвычайно ответственно и выразил желание проконсультироваться не только с инженерами, но и с астрологами. А те, чтобы новое сооружение смогло выстоять не одно столетие, порекомендовали начать строительные работы тогда, когда все цифры как по дате, так и по времени, будут непарными. Согласно легенде, первый камень в фундамент был заложен 9.7.1357 года в 5:31 утра по старочешскому времени.

К сожалению, как именно продвигались строительные работы, прямых сведений не сохранилось (нельзя даже назвать точную дату введения его в эксплуатацию), поэтому историки делают свои выводы на основании косвенных свидетельств.

Чтобы построить Карлов мост, в качестве строительных материалов использовали красный песчаник, тёсанные блоки, мелкие камни (гальку впоследствии залили раствором такого хорошего качества, что получившийся строительный материал раздробить было невозможно – ими заполнили полости моста).


Карлов мост было решено построить в сорока метрах от его предшественника вверх по реке: обломки разрушенной переправы возвести новую конструкцию на предыдущем месте не давали никакой возможности (тем более что там находился временный деревянный мост, разбирать который до окончания строительных работ было нецелесообразно).

Тогда как арка Юдитиного моста возвышалась над уровнем реки немногим более трёх метров, то Карлов мост – на все двенадцать. Вместо двадцати четырёх опор, из-за которых и был разрушен Юдитин мост, было принято решение установить шестнадцать, таким образом, пространство между арками стало шире.

Карлов мост сделали шире предыдущего на три с половиной метра, поэтому его окончательная ширина составила около десяти метров. За первой опорой была возведена башня, от которой шли следующие опоры, установленные уже в воде. Поскольку во время строительства не было никаких технических возможностей установить опоры как можно глубже в речном дне, они уходят в грунт лишь на 2,3 м.
Карлов мост
Возле третьей опоры строители соорудили две площадки. Площадка, расположенная слева, предназначалась для обезглавливания осужденных, чьи тела после казни, согласно легендам, скидывали в реку. С этой же площадки сбрасывали живых людей, предварительно зашив их в мешки.

На площадке справа, с одной стороны, был установлен деревянный крест, с другой, Божья мука – столб с узкой капеллой, где осуждённые имели возможность перед смертью помолиться и выразить последнее желание.

Карлов мост строился не прямолинейно, а был немного искривлён против течения (это было сделано, чтобы давление воды на опоры моста не было одинаковым). Возле Пражского града ось моста поворачивает к находящейся там мостовой башне (тогда она была одна) – здесь сделали въезд.

Как выглядит Пражский мост

За всю свою многовековую историю Карлов мост в Праге перестраивался и менял свой облик не раз. Например, если сейчас здесь можно увидеть огромное количество скульптур, то по окончании первого строительства статуя была лишь одна – изображала она чешского рыцаря Брунцвика и украшала ещё предыдущий мост (скульптура эта была уничтожена пушечным ядром в 1648 г.).

То же самое, можно сказать, про ворота при въезде на мост, перед которыми был вырыт ров и перекинут деревянный настил. Установлены они были значительно позднее, ворота на ночь закрывались, а в случае опасности мост убирался. В XVII в. здесь построили караульное помещение, просуществовавшее около двух веков.


Сейчас Карлов мост выглядит следующим образом:

  • Длина – 520 м;
  • Ширина – около 10 м;
  • Карлов мост поддерживает шестнадцать изготовленных из песчаника опор;
  • В середине XIX в. к мосту пристроили новоготическую лестницу, по которой можно спуститься на расположенный посреди реки остров Кампу;
  • По обе стороны конструкции расположены башни, которые, пока на мосту не установили скульптуры, долгое время были чуть ли не единственными украшениями Карлового моста.

Староместская башня – с неё можно было попасть в Старый город. Это готическое здание было возведено над первой опорой моста в конце XIV в. Украшен он различными гербами, декоративными элементами, а над воротами можно увидеть зимородка, любимую птицу Вацлава IV.

Здесь же, на башне, можно увидеть статуи покровителей Чехии – св. Войтеха и св. Сигизмунда, а также пражского моста – св. Вита. Естественно, не могли обойти вниманием скульпторы и королей Карла IV и Вацлава IV.

Малостранские башни – здания, расположенные на западном берегу Влтавы, возводили в разное время. Меньшая башня была построена практически сразу, а вторая, более высокая, появилась уже в середине XV в. Через некоторое время после окончания строительства второго здания, между башнями поставили ворота.

Статуи

Многие верят, что если притронуться рукой к какой-нибудь статуе Карлового моста, и загадать желание, оно обязательно сбудется (как исполнится и желание влюблённых, если они, будучи на мосту, загадав его, поцелуют друг друга).
Карлов мост
Статуи, большинство которых изображают чешских святых, были установлены ещё в конце XVII в. (сейчас здесь находится тридцать скульптур, в основном – копии, поскольку оригиналы перенесли в музей, чтобы уберечь от разрушения).

Самой старой статуей является скульптура мученика Яна Непомуцкого, которого Вацлав IV приказал утопить в реке. Местные жители утверждают, что если после того, как загадаешь желание, притронешься к основанию статуи, оно обязательно сбудется.

Рейтинг статьи:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Автор: Юлия Ткач


Комментарии пользователей: